Начиная с 30-х годов IV века до нашей эры, завоевательные походы Александра Македонского в корне изменили ход развития многих стран и народов мира. Огромное влияние они оказали и на Грузию.

В 336 году до нашей эры заговорщики убили македонского царя Филиппа II-го и царский престол занял его сын – Александр. Еще до смерти Филиппу II-му удалось объединить Македонию и Грецию в одно государство. В 334 до н. э. Александр пред­принял поход против Ахеменидской Персии и завершил его с большим успехом. В результате образовалась империя, простирав­шаяся от Балканского полуострова и Египта до Индии. Александр намеревался создать такое объеди­ненное государство, в котором гармонично развивались бы западная и восточная цивили­зации. Но его мечте не суждено было осущес­твиться: в 323 году он скончался в столице своей империи – Вавилоне.

Судя по грузинским источникам, именно с его именем связано создание восточногру­зинского государства. Согласно Леонтию Мровели, Александр Македонский завоевал Картли и оставил здесь правителем одного из своих полководцев Азо. Азо подчинил не только Картли, но и Колхидское царство и властвовал здесь на протяжении 24 лет. Его правлению пришел конец, когда Фарнаваз поднял против него восстание. Азо погиб и Фарнаваз объявил себя царем.

Интересно, что до Александра Македон­ского верховным правителем Картли был Мцхетский мамасахлис. Именно у Мцхет­ского мамасахлиса в VI веке до нашей эры просили убежища евреи, бежавшие из Иеру­салима, занятого вавилонским царем Наву­ходо­носором. В Картли каждая община имела своего мамасахлиса, а Мцхетский мамасахлис был среди них верховным. Он в основном выполнял функцию судьи и советника. Фар­наваз был племянником последнего Мцхет­ского мамасахлиса Самари и, исходя из этого, ему принад­лежало первенство.

Несколько иное описание этих событий содержится во втором грузинском источнике IX века – «Мокцеваи Картлисаи». Здесь также речь идет о завоевании Картли Александром Македонским, и отмечается, что им в Картли оставлен правителем Азо, сын царя Ариан Картли. Азо привел своих сородичей и поселил их во Мцхете, он привнес два идола – Гаци и Га: «Первым царем во Мцхете был Азо, а когда он умер, воцарился Фарнаваз. Царь воз­двиг большую скуль­птуру на выступе горы и объявил ее главным грузинским божеством – Армази.

Согласно этому источнику, Азо был выходцем из Ариан Картли, а не из Ма­кедонии. Существует мнение, что Ариан Картли могло озна­чать Иранскую Кар­тли, т. е. территорию, населенную грузин­скими племенами и входя­щую в состав Иранской империи Ахеменидов. Сам Азо был представителем какого-то объединения западногрузинских племен. Оба источника описывают одни и те же события – историю борьбы за первенство между западногрузинскими и восточногру­зинскими племенами, но каждый рассматривает их через призму своих суждений.

Правда, Леонтий Мровели и «Мокцеваи Картлисаи» представляют Александра Маке­донского покровителем Азо, однако это сведение неверно. Александр Маке­дон­ский не был заинтересован Юж­ным Кавказом и поэтому никогда не шел походом на Грузию. Зато Кавказом (вернее, проходящими здесь важными торговыми путями) заинтересовались государства, образовавшиеся после падения его империи.

После смерти Александра Маке­донского разгорелась ожесточенная борьба между его полководцами, известная под названием Диадохосовской борьбы (борьба наследников).

Империя Александра Македонского распа­лась на три части: 1) государство Селевкидов, в которое входили Сирия, Междуречье, Мидия и другие провинции Азии; 2) Египет, где господствовала династия Пто­лемеев; 3) Ма­кедония – во главе с преемни­ками Антигона. Существовали и другие небольшие государственные образования.

По свидетельству Леонтия Мровели, Фарнаваз призвал на борьбу с Азо Куджи – правителя Эгриси (Западная Грузия), укрепил свои силы войском северокавказских племен и, используя помощь и поддержку селевкидов, выступил против Азо. Азо получил подкреп­ление из Греции, но несмотря на это потерпел поражение и сам погиб на поле боя.

Основателем государства Селевкидов был Селевк I (отсюда и происходит название государства). В середине III века до нашей эры от государства Селевкидов отделилась Парфия, но Антиох III сумел временно подчинить ее своей власти. Государство Селевкидов своего наивысшего могущества достигло при Антиохе III, но при нем же потерпело от римлян жестокое поражение у Магнесии в 190 году. После этого удара царство Селевкидов стало второстепенным государством, а в 64 году до нашей эры оно и вовсе прекратило свое существование.

Что касается Греции, откуда Азо получил подкрепление, то, здесь, должно быть, подразу­мевается Понтийское царство, расположенное на южном побережье Черного моря. Понтийское царство усиливается во II веке до нашей эры и могущества достигает при Митридате VI Эвпаторе.

В своей борьбе за первенство и Фарнаваз и Азо всемерно использовали военную помощь других стран. После победы над Азо Фарнаваз развернул внутригосударственную деятель­ность. Он разделил Картлийское царство на административные еди­ницы – эриставства, во главе которых поставил эриставов (мес­тных правителей). Эриставы обя­заны были в своем саэриставо собирать войско. На них возла­галось также решение админис­тративных воп­росов и сбор дани. Во главе самой стратегически важной провинции – Шида Картли (Внутрен­няя Картли) был поставлен спаспет – второе лицо в царстве, которому подчинялись и эриставы. Всего было создано восемь адми­нистра­тивных единиц (эриставств), в число которых входило и Эгриси, где правителем был Куджи. За преданность и помощь, оказанную в борьбе с Азо, а также с целью более прочного присоединения Эгриси к своему царству, царь Фарнаваз отдал Куджи свою сестру ему в жены, а вторую свою сестру Фарнаваз отдал в жены осетинскому прави­телю.

Сам Фарнаваз женился на женщине из северокавказского племени дурдзуки. Он объявил главным грузинским божеством Армази и вместе с тем оставил для поклонения идолов, привнесенным Азо – Гаци и Га.

Создание грузинского алфавита грузин­ский историк XI века Леонтий Мровели припи­сывает царю Фарнавазу. Трудно определить точную дату царствования Фарнаваза. Предпо­лагается, что царский престол он занял в 90-80-ых годах III века до нашей эры.