Судьба грузинского народа всецело зави­села от объединения отдельных царств и кня­жеств в одно сильное государство. Необходи­мость объединения диктовалась следующими факторами. Важнейшим из них был внешний фактор – защита от многочисленных внешних врагов. Правда, в тот период халифат почти уже развалился, но у него еще было достаточно сил, чтобы нанести очередной сильный удар Грузии. В отличие от халифата, Византийская империя усиливалась и всячески пыталась восстановить свое былое влияние.

Единая монархия была необходима и для экономического развития страны. И что самое главное, объединение страны входило в интересы всех слоев общества. Основным фактором, препятствующим этим прогрессив­ным процессам, было наличие внешнего врага (арабы, византийцы, позднее турки-сельджуки). Борьба за объединение страны была тяжелой, продолжавшейся в течение нескольких столетий.

1. Грузия в IX веке. В начале IX века на Южный Кавказ напали хазары. Это было их последнее нашествие. После смерти Ашота Багратиони княжество Тао-Кларджети не смогло отстоять Шида Картли и его вновь заняли арабы. Между тем в халифате положение сильно осложнилось. В его отдель­ных провинциях происходили выступ­ления против арабов. Образовались незави­симые государства в Египте, северной Африке (Ма­рокко), чуть позднее на Пиренейском полу­острове. Халифу не подчинялись местные эмиры. Таким же образом вели себя и тби­лисские эмиры, среди которых самым извес­тным был Сахак (Исхак ибн-Исмаил ибн-Шуаб). Он правил Тбилисским эмиратом в течение 23 лет.

В середине IX века вспыхнуло крупное антиарабское восстание в Армении. Для подавления восстания, подчинения Сахака и упрочения своих позиций на Кавказе арабы послали большую армию под предводитель­ством Буга-Тюрка. Буга жестоко расправился с восставшими армянами и двинулся в сторону Тбилиси. Он отправил к Сахаку посла с требованием подчиниться, но получил отказ. Буга вступил в Грузию и подошел к Тбилиси. Его союзником был Баграт, сын Ашота, ко­то­рый с помощью арабов пытался упрочить свое положение. Его брат, Гуарам Мампал, напротив, выступал инициатором борьбы против арабов. Против арабов также выступили кахетский хорепископ и царь абхазов. 5 августа 853 года Буга взял Тбилиси и сжег его, а отрубленную голову Сахака послал халифу. После взятия Тбилиси Буга отправил Зирака для борьбы с абхазским царем. Царь абхазов потерпел поражение и отступил назад. Именно в это время Зирак пленил Константи-Каху.

Тем временем Буга двинулся на Север­ный Кавказ и взял заложников из горцев, чтобы те провели его беспрепятственно. Тем не менее горцы все же оказали арабам сопротивление и разбили их.

Против Эмирата особенно усердно боролся Гуарам Мампал. У него были большие владения в непосредственном соседстве с Эмиратом. Гуараму удалось схватить эмира и отправить его в Византию. Гуарам довольно активно вмешивался и в церковные дела.

В 60-х года IX века абхазский царь Геор­гий I занял Шида Картли. В борьбе, разго­ревшейся между царствами и княжес­твами, большое значение придавалось овладению Шида Картли, поэтому за Шида Картли боролись абхазские цари, Багратиони из Тао-Кларждети и кахетские хорепископы. Пре­имущества в этой борьбе постепенно добилось Абхазское царство.

Ослаблением халифата воспользовались армяне и в 80-ых годах IX века (884-885) восстановили царскую власть (на престол вступил Ашот I). Однако, единое Армянское царство существовало недолго. В I половине X века оно распалось на несколько частей.

Единое Армянское царство, а после его распада и Анисское царство (самое сильное и значительное), принимало активное участие в междоусобицах грузинских царств и кня­жеств. Объединению страны всячески препят­ствовала и Византийская империя. Визан­тийские императоры пытались посеять рознь между представителями царской династии Багра­тионов и таким способом ослабить Картвельское (Тао-Кларджетское) царство. Византия пользовалась всяким случаем, чтобы активно вмешаться и в дела Абхазского царства.

В конце IX века на византийский импера­торский престол вступил Василий I (867-886). Он был основоположником династии Македон­ских, восстановивших былую мощь Византи­й­ской империи. Самым видным представи­телем этого рода был Василий II (976-1025). В начале X века Византия отразила атаки болгарцев и все свое внимание перенесла на Восток. К середине X века границы Визан­тийской империи достигали до р. Евфрата и Тигра. Если при Ашоте-I Византия всячески способствовала усилению Тао-Кларджети для борьбы с арабами, после ослабления арабского халифата ее уже не устраивали сильные грузинские царства и княжества, и тем более объединенная Гру­­зия. Византия сама была наме­рена гос­подствовать в этом регионе и ясно, что единая и сильная Грузия могла стать ей помехой.

2. Грузия в X веке. Абхазские цари не смогли надолго удержать Шида Картли из-за внутренной смуты в Абхазском царстве. Однако они предприняли еще одну попытку для занятия этого стратегически важного региона. В начале X века абхазский царь Константин пошел походом в Картли и назначил там своего эристава. С тех пор Шида Картли находилась в руках абхазских царей.

В 914 году в Грузию вторгся арабский эмир южного Азербайджана Абул-Касим. Вначале он подступил к Тбилиси, затем перешел в Кахети и занял крепости Уджарму и Бочорму. Хорепископ Квирике изъявил ему свою покор­ность и этим спас Кахетское княжество от разорения. Абул-Касим разорил и разграбил Картли и вторгся в Самцхе. Нашествия Абул-Касима нанесли стране огромный урон, но тем не менее господство арабов в Грузии подошло к концу. После смерти абхазского царя Константина разгорелась борьба за престол между его сыновьями – Георгием и Багратом. Баграта поддерживал его тесть Гурген Диди Багратиони. В первой половине X века среди представителей Багратионов Тао-Кларджети Гурген был наиболее сильной и влиятельной политической фигурой в княжестве. В 922 году на абхазский престол вступил Георгий II. Георгий II способствовал распространению христианства на Северном Кавказе. Констан­тинопольский патриарх высоко оценил эту его заслугу.

Абхазский царь Георгий II выступил про­тив кахетского хорепископа, разбил его и занял почти всю территорию Кахети. Хор­епископ Квирике находился в осажденной крепости Бочорме, когда абхазский царь вернулся в Западную Грузию. Квирике воспользовался этим и с помощью картлийских азнауров вернул себе княжество. Картлийские азнауры не желали подчиниться сильной царской власти и всячески старались ослабить ее. Они даже добились того, что сын, которого Георгий II назначил эриставом (правителем) Картли, поднял против него восстание. Георгий II не собирался отказываться от Кахети и на сей раз отправил туда своего второго сына Леона. Леон начал борьбу за Кахети, но в 957 году Георгий II умер, и Леон поспешил в Кутаиси, чтобы занять престол. При Леоне абхазскому царю подчинялось также и Джавахети, где сидел назначенный им эристав. После Леона царствовал его брат Деметре, против которого вскоре восстал его же брат Феодосий. Деметре взял брата в плен и ослепил его. После смерти Деметре в 975 году Феодосий все же вступил на престол, так как других законных наслед­ников престола уже не существовало.

Сразу же после воцарения Феодосия кахетинцы вошли в Картли и подступили к крепости Уплисцихе.

Именно в этот момент картлийский эрис­тав Иоане Марушисдзе принял мудрое решение.