1. Двоевластие. Учреждение монголь­ских налогов. Царевич Давид, сын Георгия-Лаши, посланный к монгольскому хану для утверждения на царство, встретил там своего племянника Давида – сына Русудан, который также ждал утверждения на царство. Таким образом, на иранском дворе одновременно оказались два претендента на грузинский царский трон и оба имели веские аргументы для занятия престола. Сторонники Давида Георгиевича заявляли, что царский престол не может занять сын женщины, а сторонники сына Русудан утверждали, что Русудан была законной царицей, а потому сын ее является законным наследником престола.
Давид, сын Георгия, был незаконным сыном и так как ему по грузинским законам не полагалось царствовать, его сторонники требовали решения спора по монгольскому обычаю. Монголов же устраивало двоевластие – постоянное противоборство и конфликт между соперниками – царями, т. е. внутренняя разобщенность страны могла облегчить им ее окончательное покорение. Поэтому монголы утвердили на царство обоих претендентов. Давид, сын Георгия-Лаши, был признан Улу, т. е. старшим, а Давид, сын Русудан – Нарином, т. е. младшим. В 1247 году оба царя прибыли в Тбилиси и стали править страной согласованно. Надежды монголов на распри между царями не оправдались. Оба Давида прекрасно осознавали создавшуюся ситуацию, и забыв личные разногласия, царствовали мирно и дружно.

Основным источником дохода монголов была военная добыча, которую они захваты­вали во время крупных завоевательных войн. Однако пора таких войн закончилась и соответственно сократились их доходы. Чтобы определить количество доходов, монголы решили упорядочить налоговую систему и с этой целью в 1254-1256 гг. произвели перепись населения, а также описали всё, что могло дать им доход: скот, лес, виноградники и др. и учредили на них налоги – всего около сорока вида налогов. Основными из них были: мали, кафчер, дамга, ямский налог, улупа и др. Особенно тяжелой была воинская повинность – каждые 9 крестьянских дымов обязаны были выставить одного воина, т. е. Грузия должна была вывести 90000 воинов для участия в монгольских походах. Судя по этим данным, население Грузии составляло приблизительно 5 миллионов жителей. Грузинам постоянно приходилось участвовать в дальних походах монголов, что естественно, требовало больших жертв. В монгольской армии часто вспыхивали различные эпидемии, которые распространялись и на Грузию (от одной из таких эпидемий скончался старший сын Давида Улу Георгий). Грузинам при­ходилось надолго покидать свою родину. Так, например, грузинские воины в течение семи лет были оторваны от Грузии, когда учас­твовали в боях за Аламутскую крепость.

2. Восстания против монголов. Грузия во время войны между ильханами и Золотой Ордой. Против монгольского господства первым восстал Давид Нарин. В 1259 году (существует мнение, что Давид Нарин выступил против монголов в 1249 году) он разбил стоявшее в Грузии монгольское войско, но видя, что ему не справиться с новыми монгольскими силами, перешел в Западную Грузию и укрылся в Кутаиси. С этого времени Грузия разделилась на две части.

В 1260 году восстал Давид Улу. Из крупных феодалов (дидебулов) его поддержал лишь самцхийский атабаг Саргис Джа­кели. Естественно, при таких обсто­ятельствах не следовало начинать восстания, но Давид Улу не изменил своему решению. Решающее сражение между войском Давида и монголами произошло у с. Ацкури. На сторону монголов перешли многие грузинские дидебулы, что и решило судьбу битвы. Побеж­денный царь и Саргис Джакели попытались укрепиться в Самцхе, но и здесь продолжать борьбу с монголами не имело смысла, поэтому они, как и Давид Улу, укрылись в Западной Грузии в Кутаиси, где оказалось два царя одновременно. Часть дидебулов Западной Грузии попыталась натолкнуть царей друг на друга, в результате чего создалось тяжелое положение. Давид Улу решил пойти на соглашение с монголами и явился к хану Хулагу вместе с Саргисом Джакели. Перед ханом Саргис всю ответственность за содеянное взял на себя и монголы жестоко наказали бы обоих отступников, если бы не возникшая внезапно ситуация.

В 1256 году внук Чингис-хана Хулагу (1256-1265) объявил себя независимым правителем. Официальное признание своей независимости Хулагу получил от великого хана в 1261 году. Хулагу был удостоен титула Ильхана. Так образовалось государство Ильханов, в которое входили: Афганистан, Туркмения, Иран, часть Южного Кавказа, Ирак и восточная часть Малой Азии. Иль­ханы вели непримиримую борьбу с Золотой Ордой. В этой войне Грузия представляла большой интерес для ильханов. Им нужна была ее военная сила для того, чтобы перекрыть проходы с Северного Кавказа в Южный Кавказ. Монголам нужен был также человек, кто встал бы во главе грузинского войска. Им мог быть лишь Давид Улу, поэтому Хулагу-хан помиловал его. Грузины обязаны были также нести службу на оборонительных укреплениях, называемых «сиба». В их обязанность входило сдержи­вание войск Золотой Орды. Берка-хан Золотой Орды дважды нанес поражение Хулагу-хану и затем вторгся в Грузию. Он разорил и подверг страшному опустошению Кахети и Эрети, и такие значи­тель­ные города, как Хорнабуджи и Рустави.

Не было мира и согласия и внут­ри страны. Аграрная поли­тика Басили Чкондидели-Уд­жар­­мели обострила отношения царя с церковью. Произошел кон­фликт и между царем и Сар­гисом Джакели (дидебулы убе­дили царя в том, якобы хан со­бирался утвердить царем Сар­гиса Джакели). Саргис Джакели, плененный царем Давидом, обратился за помощью к хану и царь вынужден был его освободить. В целях защиты от царя Саргис попросил покрови­тельства у монголов. Хан помиловал Саргиса и превратил его кня­жество Самцхе в «хасин­джу», т. е. в подвластную ему территорию, куда не могли войти ни чиновники, ни сборщики налогов.

В 1266 году Самцхе выделилось в отдельную единицу и Грузия таким образом разделилась на три части.

В 1270 году во время одной из эпидемий скончался царь Давид Улу.

3. Деметре II Тавдадебули (Самопожер­тво­ватель). После смерти Давида Улу хан утвердил на царство его одиннадцатилетнего сына Деметре II (1270-1289), назначив ему регентом атабага-амирспасалара Садуна Манкабердели, который фактически правил страной.

После смерти Садуна царь пожаловал его сыну Кутлу-Буге лишь должность амирспа­салара, что стало причиной его непримиримой вражды c царем.

Царю Деметре II пришлось управлять страной в тяжелейших условиях. Грузия была политически раздробленной и экономически разоренной страной. Чтобы как-то выправить тяжелое положение, Деметре стал осущест­влять определенные мероприятия: вновь стал заселять опустевшие земли и возрождать разрушенное. В этот тяжелый период он построил в Тбилиси замечательный Метех­ский храм св. Богородицы.

Ильханы вели ожесточенные бои в Египте с мамлуками и грузины вынуждены были участвовать в монгольских походах. В одном из таких походов царь Деметре едва спасся от смерти.

Государство ильханов было охвачено и внутренними войнами, в которые был вовлечен Деметре II. Деметре, видимо участвовал в заговоре против хана, главарем которого был первый везирь хана Буга. Заговор был раскрыт и Буга казнен. Деметре был вызван к ханскому двору, где его ждала неминуемая смерть. По словам летописца, Деметре созвал Дарбази и сообщил им о своем решении явить­ся к хану. Дарбази единог­ласно советовал царю укрыться в Мтиулети, или перейти в Западную Грузию. Но в случае его неявки монголы могли полностью разорить Грузию. Деметре II явился к хану. Как и в свое время Хулагу-хан, Аргун-хан медлил с решением казнить Деметре, ввиду того, что не имел кандидата на грузинский царский трон. В этот самый момент обиженный на царя наследник Садуна Манкабердели – Кутлу-Буга воспользовался удобным случаем, чтобы отомстить Деметре и предложил хану утвер­дить на царство сына Давида На­рина Вахтанга. Хану понравилась эта идея, что и решило судьбу царя. 12 марта 1289 года Деметре был казнен. Грузинская церковь причислила Деметре-Само­пожер­твователя к лику святых и днем его поминовения утвердила 12(25) марта.

Трон царя Деметре занял сын Давида Нарина Вахтанг. После восстания Давид Нарин не имел никаких отношений с ильханами. Сами ильханы несколько раз попытались натравить дидебулов на Давида Нарина, но безрезуль­татно. Давид Нарин, в свою очередь, имел дипломатические связи с противниками ильханов – Золотой Ордой и Египетским Султанатом. Давид пытался восстановить влияние Грузии на Трапезун­дскую империю и даже оказывал военную помощь прогру­зинским группировкам. Воцарение своего сына Вахтанга Давид принял с удовлетво­рением, однако Вахтанг царствовал недолго – в 1292 году он умер. Через год умер и сам Давид, после чего в Западной Грузии началась длительная борьба за власть между его сыновьями. После смерти Вахтанга хан утвердил в Тбилиси на царство старшего сына Деметре II – Давида VIII (1293-1311).

В 1295 году в результате ожесточенной борьбы к власти в Ильханском государстве пришел Гасан-хан. Гасан-хан вызвал к себе Давида, который поддерживал его противника, но Давид укрепился в Мтиулети. Хан пы­тался пленить его, но безуспешно. Тогда монголы в 1299 году в Тбилиси посадили царем младшего брата Давида – Георгия V-го. После казни отца Георгий воспитывался в Самцхе у деда, Беки Джакели (1285-1308), который был энергичным правителем и умным политиком. Ясно, что и ему приходилось бороться на стороне монголов, участвовал он и в походе на Египет. Бека несколько раз отразил атаки турок, усилившихся у юго-западных границ Грузии. Бека Джакели поддерживал тесную связь с Трапезундской империей. Он выдал одну из своих дочерей замуж за трапезундского императора Алексея II-го. При Беке Джакели была составлена судебная книга – «Судебник о всякого рода правонарушениях». Позднее эту кни­гу дополнил его внук Агбуга, поэтому она известна под названием Судеб­ника Беки и Агбуга. В этот же период были построены храмы в Сапаре и Зарзме.
Георгий V был еще несовершен­нолетним и управлять страной не мог. Поэтому монголы Давиду VIII противопоставили его второго брата Вахтанга III (1302-1308). Однако между братьями установилось согласие. Давид VIII утвердился в Джавахети.