Осуществление российских имперских планов на Кавказе началось с завоевания Картли-Кахетского царства Россией. После овладения Восточной Грузией решилась и судьба Западной Грузии. Завоевание Имеретского царства, Мегрельского, Гурийского, Абхазского и Сванетского княжеств было лишь вопросом времени.

В конце XVIII и начале XIX веков в Западной Грузии создалась крайне тяжелая политическая обстановка. Безуспешно закончилась борьба Соломона I и Соломона II за объединение Западной Грузии и формирование Имеретского царства в единую политическую единицу. Мегрельское, Гурийское, Абхазское и Сванетское княжества стремились к независимости и упорно сопротивлялись имеретскому царю. Помимо всего западногрузинские княжества непрерывно боролись друг с другом из-за спорных территорий.

Во время завоевания Картли-Кахети Россией Соломон II воевал с мегрельским мтаваром. Российский императорский двор всячески подстрекал против него мегрельского мтавара Григола Дадиани. Последний испытывал большие трудности. Внутри княжества царили беспорядки. Выход из создавшегося положения  мегрельский мтавар видел в покровительстве со стороны России. Принимая Мегрелию под свое покровительство, Россия надеялась еще более ослабить имеретского царя Соломона II, с тем чтобы диктовать ему свои условия. В 1803 году мегрельский мтавар Григол Дадиани присягнул российскому императору. Мегрельское княжество вошло в подданство России.

Приняв российское подданство, мегрельский князь обеспечил себе право наследственного владения княжеством. Однако после смерти мтавара титул мтавара его наследнику присваивал российский император. Внутреннее управление княжеством и судопроизводство оставались в ведении мтавара. Следует отметить, что мтавар лишался права наказания смертной казнью в своем княжестве. Мтавар обязан был беспрекословно подчиняться присланному из России чиновнику. В княжестве постоянно должно было стоять русское войско, обеспечиваемое мтаваром жильем и пропитанием. Русские чиновники имели право вмешательства во внутренние дела княжества. Подобная форма автономного самоуправления была переходной ступенью к полной ликвидации Мегрельского княжества.

Российский императорский двор, используя свой авторитет, а также подкупами и другими средствами достиг полного повиновения князей-отступников мтавару Мегрелии, тем самым создавая себе опорную силу в борьбе с имеретским царем Соломоном II. Проведение подобного политического курса способствовало расширению влияния России в Западной Грузии. Мегрельский мтавар проявлял завидное усердие в борьбе за осуществление имперских планов.

После завоевания Картли-Кахетского царства у Соломона II иллюзии в отношении России рассеялись. Имеретский царь явно содействовал царевичу Юлону Ираклиевичу в борьбе за престол, что чрезвычайно раздражало Россию. Российские войска тщательно охраняли пути, ведущие из Имерети в Картли. Положение осложнялось еще и тем, что после вхождения Мегрельского княжества под покровительство России российское войско подступило к Имеретскому царству и с западной стороны.

Тем временем генерал Павел Цицианов, назначенный главноуправляющим Грузией, получил от императора Павла I приказ о вводе русского войска в Имерети. Подкупом влиятельных имеретских тавадов Павел Цицианов стремился оказать давление на Соломона II и склонить его на добровольное подчинение. В сложившейся обстановке Соломон II предпочел избегнуть войны. В 1804 году имеретский царь Соломон II и главноуправляющий Грузией Павел Цицианов встретились для переговоров в селе Элазнаури (Харагоульский район). Переговоры не дали результатов. После провала переговоров русское войско стало занимать территорию Имерети, принуждая население присягнуть российскому императору. Соломон II был вынужден принять российское подданство. В 1804 году между Имеретским царством и Россией был заключен Элазнаурский трактат.

Согласно трактату, Соломон II становился «вечным» подданным российского императора. Ему сохранялось право наследственного владения царским престолом. Утверждение на царство закреплялось императорской грамотой. Административное управление страной и судопроизводство оставались в руках имеретского царя, однако в деле уголовного права грузинский царь должен был руководствоваться российскими законами. В Имеретское царство должны были ввести русские войска, содержание которых возлагалось на грузинского царя.

Принятие Имерети и Мегрелии под свое покровительство означало большой успех России. Завоевание Имерети и Мегрелии решило судьбу и Гурийского княжества. Хотя гурийский мтавар Мамия Гуриели требовал заключения с Россией отдельного трактата, по настоянию Соломона II Россия признала Гурию составной частью Имеретского царства и одновременно с принятием Имерети под свое покровительство в 1804 году объявила о принятии Гурии в свое подданство. Однако это не устраивало гурийского мтавара. Позднее, в 1810 году Мамия Гуриели оформил договор с Россией, согласно которому Гурийское княжество вошло под покровительство России приблизительно на тех же условиях, что и Мегрельское княжество.

Российское правительство не собиралось долго терпеть антирусских намерений Соломона II. Главноуправляющий Тормасов всячески ограничивал Соломона, в результате чего отношения между ними крайне обострились. Между тем российский императорский двор принял решение о завоевании Имеретского царства. В 1809 году российское войско вошло в Имерети и заняло его столицу – Кутаиси. Соломон II покинул город и стал усиленно готовиться к борьбе. В 1810 году главноуправляющий Тормасов в Кутаиси публично объявил об упразднении царской власти в Имерети. Российские войсковые части направились в сторону Варцихе, где укрепился имеретский царь.

Главноуправляющий призвал гурийских и мегрельских мтаваров к походу против Соломона и те охотно выступили против имеретского царя. Борьба имеретинцев с российскими войсками длилась в течение месяца. Под конец русские чиновники обманом заманили к себе Соломона II и отвезли его в Тбилиси. Вскоре царю удалось бежать в Ахалцихе. В том же году царь вернулся в Имерети и возглавил борьбу против российских завоевателей. Но силы были неравными. Царь и его сторонники потерпели поражение и перешли в Турцию. Вопрос Имеретского царства был окончательно решен – оно перешло во владения России.

Главноуправляющий Тормасов отправил послов к находящемуся в Ахалцихе Соломону II с предложением вернуться в Тбилиси, где якобы его ожидали императорская благосклонность и почести. Имеретский царь не принял милость императора и не вернулся в Грузию. Соломон II умер в Трапезунде в 1815 году. В 1990 году прах царя был перевезен в Грузию и захоронен в Гелатском монастыре.

К началу XIX века Турция прочно обосновалась в Абхазии. В Сухуми стояло турецкое войско. Абхазским правителем был омусульманившийся Келеш-бег-Шервашидзе. Келеш-бег действовал осмотрительно: с тех пор, как Россия значительно укрепила свои позиции в Западной Грузии, он не проявлял ярко выраженную протурецкую ориентацию. Ясно, что это не могло остаться незамеченным. Особенно турок возмутил тот факт, что Келеш-бег дал своему сыну Сафар-бегу согласие на крещение по христианскому обычаю. Сафар-бег (тот же Георгий) Шервашидзе не скрывал своей прорусской ориентации. В ответ на это турки восстановили против отца старшего сына Келеш-бега Аслан-бега, известного своей протурецкой ориентацией.

В Абхазии положение особенно осложнилось после начала русско-турецкой войны (1806 г.) В 1808 году подстрекаемый турками, Аслан-бег убил отца – Келеш-бега и объявил себя мтаваром Абхазии. Сафар-бег (Георгий) бежал в Мегрелию и попросил помощи у России. В 1810 году император России признал Сафар-бега (Георгия) мтаваром Абхазии и принял его в свое подданство. В том же 1810 году части российской армии заняли Сухуми. Абхазским мтаваром был объявлен Сафар-бег (Георгий) Шервашидзе. В фамильном роде Шервашидзе, так же, как и среди населения Абхазии, протурецкие и прорусские силы противостояли друг другу и после 1810 года.

К XVIII веку Вольная Сванети достигла полной независимости. Иное положение было в Господской (Дадешкелиановской) Сванети. К концу 20-ых годов XIX века в фамильном роде мтавара борьба за власть крайне обострилась. Друг другу противостояли Циох и Татархан Дадешкелиани. В то же время под влиянием Абхазии и Кабардо некоторые представители рода Дадешкелиани приняли мусульманство. Мусульманами были также Циох и Татархан. Расколом в роде Дадешкелиани хорошо воспользовалась Россия. Русские государственные чиновники советовали братьям вступить под покровительство России.

В 1832 году Татархан Дадешкелиани попросил подданства у России. Так же поступил и Циох Дадешкелиани. В 1833 году Татархан и Циох стали подданными России. Однако Россию устраивало существующее между братьями соперничество. Именно поэтому мтаварами Сванети были признаны оба брата вместе. Циох и Татархан крестились по христианскому обычаю, после чего Циох принял крестное имя – Николоз, а Татархан – Михаил. После принятия Сванетского княжества в подданство России до определенного времени власть Дадешкелианов не ограничивалась. Кроме того Россия не ввела в Сванети свое войско.


§2. Установление российского правления в Грузии

После завоевания Грузии Россией российский императорский двор должен был решить вопрос административного деления завоеванных территорий и установления российского управления в Грузии. На первых порах Россия не могла ввести в Грузию такое же управление, как и в России. Должна была быть выработана такая система управления, которая способствовала бы прочному утверждению России в Грузии и в то же время подготовила бы почву для введения в ней российского административного управления.

1. Установление российского управления в Картли-Кахети.

 28 декабря 1800 года скончался картли-кахетский царь Георгий XII. Россия не допустила венчания на царство наследника престола Давида Георгиевича. В январе 1801 года Давид был провозглашен правителем царства, но в действительности управление царством было вверено начальнику Кавказской линиии генералу Кнорингу. Фактически правил назначенный Кнорингом генерал Лазарев. В мае 1801 года Кноринг прибыл в Тбилиси и отстранил Давида Георгиевича от управления царством Картли-Кахети. Было создано Временное правление Картли-Кахети, во главе которого стоял генерал Лазарев.

12 сентября 1801 года российский император Александр I подписал манифест об упразднении Картли-Кахетского царства, однако в управлении страной никаких изменений не произошло. Манифест тщательно скрывали, поэтому Временное правление Картли-Кахети во главе с генералом Лазаревым просуществовало до апреля-мая 1802 года. В 1802 году российский император утвердил положение «Об управлении Грузией». В мае 1802 года в Тбилиси вошло в силу русское правление. Во главе Верховного правительства Картли-Кахети, которое называлось «Управление Грузией», стоял «главнокомандующий» или «главноуправляющий» Грузией. Первым главнокомандующим был генерал Кноринг.

Главнокомандующий Грузией являлся представителем верховной власти России первоначально в Картли-Кахети, а затем во всем Закавказье. Помощником главнокомандующего Грузией считался «управитель Грузии», ведающий в основном гражданскими делами. Правление Картли-Кахети состояло из четырех экспедиций: 1) исполнительной, 2) гражданской, 3) уголовной, 4) казенного имущества. Все внутренное управление царства Картли-Кахети было сосредоточено в этих четырех экспедициях. Это было т. н. Верховное правительство Грузии, сменившее старое правление. Управителем Грузии и начальником исполнительной экспедиции был назначен русский чиновник Коваленский. Начальниками остальных экспедиций были также русские чиновники.

Все царство было поделено на 5 уездов: Горийский, Лорийский, Душетский, Телавский и Сигнахский. Уездными начальниками назначались русские военные чиновники, именуемые «капитан-исправниками». В каждом уезде была уездная полиция и уездный суд. В этих органах работали также представители грузинского дворянства. Управление городами возлагалось на комендантов. Эту должность занимали русские офицеры.

Русское управление царством Картли-Кахети полностью отвечало целям российской колониальной политики. Традиционное грузинское административное деление и система управления были уничтожены. Важные посты занимали русские военные. Грузинский суд сменился русским судом. По политическим соображениям русские временно оставили в силе судебник Вахтанга VI, однако по грузинскому правопорядку решались лишь гражданские дела. Су допроизводство велось на русском языке.

Российское управление в Картли-Кахети опиралось на военную силу и свою функцию выполняло лишь с помощью российских войск. Новое управление носило военно-оккупационный характер. Оно ставило целью уничтожение старой системы управления и подготовку почвы для введения российского управления.

2. Установление российского управления в Имерети.

 После упразднения Имеретского царства российский императорский двор в 1810 году на территории Имерети установил временное правление Имерети. Во главе временного правления стоял управляющий – руководящее лицо по военным и гражданским делам. Управляющий Имерети одновременно считался командующим расположенных на территории Западной Грузии российских войск. Официально он назывался «Управляющим Имерети, Мегрелии, Гурии и Абхазии». Несмотря на это, фактически российское управление не распространилось на княжества. Имеретский управитель подчинялся главнокомандующему (главноуправляющему) Кавказом.

В 1810 году первым управителем Имерети был назначен генерал Симонович, а его заместителем (вицеуправителем) – Зураб Церетели. Имеретское временное правление не было разделено на экспедиции.

Вначале территорию Имерети должны были поделить на четыре округа (Кутаисский, Чхерский, Рачинский и Багдадский), но затем с учетом географических условий Имерети разделили на шесть округов: Кутаисский, Вакинский, Рачинский, Чхорский, Сачхерский и Багдадский. Позднее вся территория все же была разделена на четыре округа (Кутаисский, Вакинский, Шорапанский и Рачинский). Во главе округов стояли русские офицеры. Городом Кутаиси управлял русский комендант.

В Кутаиси был образован русский суд, выполнявший судебную функцию на всей территории Имерети. Как и в Картли-Кахети, в Имерети судопроизводство осуществлялось по российским законам: Гражданское судопроизводство в Имерети временно велось на основе судебника Вахтанга VI. В Имеретском правлении и в суде господствовал русский язык.

Временное правление Имерети, как и в Картли-Кахети, опиралось на военную силу российских войск.
Установление российского правления в Грузии упрочило позиции России. Вместе с тем угроза национального вырождения грузинского народа все более и более возрастала.